Психологические взгляды античных врачей
Успехами античной медицины можно объяснить укрепление позиций естественно-научной традиции в науке о душе. Одним из первых сторонников «мозго-центрической» теории локализации мыслительной деятельности человека был древнегреческий врач-пифагореец Алкмеон Кротонский (6-5 вв. до н.э.).
Он считал, что ощущение является исходным пунктом всей познавательной деятельности: «Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание».
Взгляды Алкмеона разделял «отец медицины» Гиппократ (ок. 460 — ок. 377 до н.э.). Он утверждал, что мозг («большая железа») — это орган мышления и ощущения, которым «мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем».
Таким образом, античности, как и каждому историческому периоду развития психологии, были свойственны свои специфические идеалы научного знания и методологические подходы к осмыслению психической реальности. В античной психологии таким идеалом впервые стал сам «человек как мера всех вещей». Апелляция к разуму вопреки свидетельству чувств позволила многим античным мыслителям выйти на новый уровень психологических обобщений.
Образы античной психологии трансформировались в четкие понятия. Она заложила устойчивые традиции эмпирической психологии, явилась методологической основой попытки естественно-научного объяснения психических явлений и процессов. В контексте изучения души и ее функций были предложены классификации познавательных процессов, концепции уровней познания, первые психологические теории ощущения, памяти и мышления.