Эволюция психологических учений в период эллинизма и Древнего Рима
Психологическая концепция Ксенократа (395-314 до н.э.) включает три вида сущности: умопостигаемую, чувственную и представляемую и, соответственно, три вида познания: мышление, восприятие и представление. Задача познания — освобождение духа от оков чувственности. При этом теоретической мудрости, по Ксенократу, недостаточно: ее необходимо дополнить мудростью практической.
С позиции материалистического сенсуализма обосновывает процесс познания Эпикур (341-270 до н.э.): истина есть совпадение мысли с реальностью, данной через органы чувств. Зенон (ок. 336-264 до н.э.) и его последователи не только развили положение о чувственном и разумном познании (первая мысль производится чувствами, представления же предполагают участие разума), но и создали одну из первых психологических моделей человека-мудреца, наделенного совокупностью определенных качеств: он свободен от аффектов и обладает твердой, направленной разумом волей.
При анализе когнитивных процессов Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.) продолжает древнегреческие традиции сенсуализма. Познание, по его мнению, обусловлено воздействием внешних вещей на наши чувства, на показаниях которых основывается разум.
Психологические воззрения римского философа и оратора Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) носили черты эклектики. Представляют интерес положения ученого о различиях животной и человеческой душ и о возможном усовершенствовании души и тела. Сущность души человека, по его мнению, заключается в интеллектуальной (разумной) деятельности, животное же имеет только неразумную душу как начало вегетативной и чувственной деятельности.
По Цицерону, к душе относится не только мышление, но и воля, поэтому возможно ее теоретическое и практическое совершенство. Теоретическое совершенство предполагает мудрость, рассудительность, знание человеческих и божественных вещей и их причин. Практическое совершенство — это умеренность, смелость и справедливость.