Эволюция ассоциативной психологии в XIX веке
Под влиянием психофизики и психофизиологии из ассоциативной психологии стали вытесняться теоретические схемы, основанные на учениях Р. Декарта и И. Ньютона. Так, Томас Браун (1778-1820) вместо термина «ассоциация» предложил понятие «суггестия» (внушение).
Джеймс Милль (1773-1836), напротив, вернулся к представлению о сознании как своего рода ментальной машине. По его мнению, всякий опыт состоит из простейших элементов (ощущений), образующих сначала простые, а затем все более сложные идеи. Врожденных идей или спонтанных суггестий у субъекта нет. Ощущения функционируют по закону ассоциаций.
Согласно сформулированному Дж. Миллем основному закону ассоциаций, идеи зарождаются и существуют в том же порядке, что и их оригиналы — ощущения. Восприятие объектов, в свою очередь, построено из одновременных ассоциаций. Таким образом, всю психическую жизнь Дж. Милль сводит к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей.
Его сын Джон Стюарт Милль (1806-1873) находился под влиянием достижений химии и даже ввел термин «ментальная химия» для обозначения психического. Д.С. Милль в качестве субъекта сознания стал рассматривать «Я», отступая тем самым от положений классического ассоцианизма.
Профессор логики Александр Вэн (1818-1903) в своих работах «Ощущения и интеллект» и «Эмоции и воля» обосновывает идеи сближения психологии и физиологии. Он выдвинул представление о «пробах и ошибках» как особом принципе организации поведения и выделил особый вид творческих ассоциаций.
Герберт Спенсер (1820-1903), опираясь на биологию и принцип адаптации организма (а стало быть, и сознания) к внешней среде, значительно трансформировал идеи ассоциативной психологии. Соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, он сформулировал общий закон эволюции, который затем распространил на неорганическую, органическую (биология и психология) и над органическую (социальная жизнь) природу.
По Г. Спенсеру, психику можно понять только посредством анализа ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической, возрастает сложность ее приспособления к окружающей среде. Затем по мере развития общества возрастает роль мышления по сравнению с восприятием и действием, конкретные понятия сменяются абстракциями.
Таким образом, ассоциативная психология обосновала положение об опытном происхождении индивидуального сознания, разработала ассоциативную теорию познания, оказала влияние на представления о процессах научения и приобретения знаний.