Вклад Д.Гартли, Ж.Ламетри, Э.Кондильяка в развитие ассоциативной психологии
Давид Гартли (1705-1757) опирается на исследования ощущений как первичных элементов сознания. Он объяснял психические явления, исходя из ньютоновской картины мира: как продукт работы организма («вибрационной машины»). Вибрации внешнего эфира посредством органов чувств служат физиологической основой психических процессов: ощущения, восприятия, мышления, эмоциональных состояний, произвольных и непроизвольных движений. Параллельно этому в мозгу, согласно закону ассоциаций, возникают «спутники» этих вибраций: чувствования, абстрактное мышление и произвольные действия.
Таким образом, Д. Гартли рассматривал ассоциацию как всеобщий закон психической деятельности, включая ее сенсорную, интеллектуальную, эмоциональную и волевую стороны. Ему принадлежит первая материалистическая концепция бессознательного. Мозг, по Д. Гартли, является действенным вместилищем внимания, памяти, мышления и воображения.
В отличие от английской психологической школы, французская эмпирическая психология XVIII в. делает акцент на активности человеческого сознания и его обусловленности факторами общественного развития. По мнению Жюльена Офре де Ламетри (1709-1751), душа — часть организма, которая мыслит в силу собственной организации мозговой ткани.
Отличие души человека от души животного лишь в более высокой организации. Растения, животные и человек образуют «лестницу с незаметными ступенями, которые природа незаметно проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну из ступенек».
Познание, начинающееся с ощущений, сводится к построению образов с помощью воображения. Порядок в процесс познания вносит внимание, сообщая ему активность. Функции внимания — в удержании одних и в отвлечении от других представлений.
Французский просветитель Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) зарекомендовал себя как крайний приверженец сенсуалистской теории познания. Он утверждал, что вся деятельность души — это изменение ощущения. Ощущения порождают внимание, а их сравнения определяют всю дальнейшую психическую и умственную работу.
Обязательным эмоциональным спутником ощущений являются удовольствия и неудовольствия. Из сравнения ощущений возникает потребность — внутренняя неудовлетворенность, стремление получить удовольствие или избежать неудовольствия. На основе потребности возникает воображение как образ, отвечающий этой потребности. Благодаря осязанию человек проецирует собственные внутренние состояния на внешний предмет. Мышление представляет собой само ощущение в разных его превращениях.