Исследование представлений Л.М.Веккера
Л.М. Веккер рассматривает представления как вторичные образы, т.е. следующий шаг при движении первичных (сенсорно-перцептивных) образов к образам вторичным, извлеченным из памяти. Вторичные образы воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым отображают объекты, в данный момент не воздействующие на рецепторы анализатора.
Этот переход диктуется как всей логикой предшествующего анализа, так и местоположением вторичных образов в системе психических процессов. Представления есть необходимое посредствующее звено, составляющее «специфически человеческий» уровень психической информации.
Уже само рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта, обусловило постановку вопроса о необходимости взаимосвязи между восприятием и памятью.
Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального (т.е. в данный момент совершающегося) отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность аперцепции, т.е. образов, сформированных в результате прошлого опыта и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.
Такие эталоны, по Л.М. Веккеру, и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по той или иной совокупности своих признаков.
Исследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями как при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска соответствующих закономерностей. Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием непосредственно действующего объекта, с которым может быть напрямую соотнесено актуальное содержание представления.
Поэтому вследствие отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию, «летучей» структурой. В качестве необходимой эмпирической базы теоретического осмысления эмпирических характеристик вторичных образов Л.М. Веккер предложил выделять их первичные и производные свойства.
К пространственным компонентам он относит панорамность, взаимообособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин и преобразование геометрической формы в топологическую схему.
Феномен пространственной панорамности был обнаружен в исследованиях Ф.Н. Шемякина и впервые обозначен этим термином в работах Б.Ф. Ломова. Он означает, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы.
Так, представление об отдельном объекте может охватывать те компоненты или стороны последнего (например, те стены комнаты и те грани куба), которые при непосредственном восприятии находятся вне поля зрения.
В отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры («пустое пространство»).
Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах:
- в нарушении сохранности количества однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаакиевском или Казанском соборе, как это показано в работах Б.Г. Ананьева);
- в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива — в особенности размеров отдельного объекта.
Что касается преобразования геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе, то оно выражается в определенной схематизации образа, описанной Б.Ф. Ломовым.