Вклад Г.Лейбница в становление психологии сознания
Теория познания немецкого философа и ученого-энциклопедиста Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) — идеалистический рационализм — направлена против сенсуализма и эмпиризма Дж. Локка. Так, к его положению «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах» Г. Лейбниц добавил: «кроме самого интеллекта». Он отрицал чувственный опыт как источник всеобщности и необходимости знания. По его мнению, душа изначально содержит в себе начало различных понятий и положений, которые только побуждаются внешними объектами. На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Г. Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм: они не могут влиять друг на друга. Зависимость психики от телесных воздействий, по Г. Лейбницу, не более чем иллюзия.
С точки зрения психологии когнитивных процессов заслуживает внимания положение ученого о «малых перцепциях» как неосознаваемом восприятии. Малые перцепции могут осознаваться, когда к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт — апперецепция. Она включает внимание и память. Таким образом, в сознании объекта непрерывно представлена скрытая от него работа неосознаваемых восприятий. Понятия о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепции прочно вошли в содержание предмета психологии.