Развитие психологии сознания в эпоху Возрождения. Б.Спиноза, Дж.Локк
Дальнейшим этапом в становлении психологии сознания являются работы нидерландского философа-материалиста Бенедикта Спинозы (1632-1677). В основе его учения — пантеизм, представление о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями. Человек — это целостное телесно-духовное существо, для которого характерна неразрывность сенсорного восприятия, эмоций и мышлений. Теория познания Б. Спинозы представлена в работах по этике, в частности для решения ее центрального вопроса о соотношении свободы и необходимости.
Основоположником эмпирической психологии принято считать английского философа-просветителя и политического деятеля Джона Локка (1632-1704). Он признавал наличие внешнего и внутреннего опыта, которые служат основой, соответственно, для чувственного познания и рефлексивного знания. Продуктом рефлексии являются простые или сложные идеи как элементы внутреннего опыта: «простые идеи рефлексии — действия ума в отношении других идей» образуются двумя путями (через ощущение и рефлексию) и содержат только представление или восприятие. Сложные идеи образуются умом произвольно из простых идей благодаря действию следующих механизмов:
- соединения,
- суммирования,
- сопоставления,
- сравнения,
- обобщения,
- обособления,
- предшествующей абстракции.
Сознание, по мнению Дж. Локка, есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Это положение стало краеугольным камнем интроспективной психологии. В качестве объекта сознания стали рассматриваться не внешние предметы, а идеи (образы, представления, чувства). Иными словами, явления сознания порождаются внешним, исходящим из органов чувств опытом и внутренней работой разума индивида.