Монокулярные признаки восприятия глубины
Восприятие глубины, или дифференциальное восприятие расстояния, является результатом работы зрительных и слуховых анализаторов. Что касается зрения, то восприятие глубины основано на монокулярных и бинокулярных признаках. Монокулярными являются признаки, которые могут восприниматься не только двумя, но и одним глазом. Бинокулярные признаки отражают совместную деятельность обоих глаз.
К монокулярным признакам относят: окклюзию, знакомость размера, параллакс движения, линейную перспективу, градиент текстуры и затенение. Большинство монокулярных пространственных признаков статичны, т.е. они воспринимаются в том случае, если и наблюдатель, и наблюдаемый объекты неподвижны.
Окклюзия, или интерпозиция, — это признак, который обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет частично закрывает другой. Несмотря на то, что большая часть белого треугольника отсутствует, зрительная система «достраивает» изображение, чтобы воссоздать общую смысловую структуру, причем одновременно возникает иллюзия удаленности треугольника от трех черных кругов.
Знакомость размера, т.е. присутствие в нашем перцептивном опыте представлений о размере объекта, позволяет нам использовать информацию о его ретинальном размере для того, чтобы понять, насколько он удален от наблюдателя. Например, в исследовании Н. Иттельсона испытуемым предъявляли три игральные карты. Одна из карт была стандартного размера, вторая — в два раза больше, а третья — в два раза меньше обычной карты. Все карты предъявляли поочередно с расстояния 7,5 фута. Оказалось, что испытуемые оценивали расстояние до карт каждый раз по-разному. Расстояние до карты стандартного размера, по их мнению, составляло 7,5 фута, до карты в два раза меньше обычной — 15 футов и до карты вдвое большей — 4,6 фута. Очевидно, что на оценку дистанции повлияла убежденность испытуемых в том, что все предъявляемые карты должны быть одного размера.
Параллакс движения (греч. parataxis — перемена, изменения) — это монокулярный источник информации о глубине и взаимном расположении объектов, он возникает в результате перемещения наблюдателя или наблюдаемых объектов. Более точное определение монокулярного параллакса движения приводит X. Шиффман:
Параллакс движения — это изменения во взаимном расположении ретинальных изображений объектов, лежащих на разном удалении от наблюдателя, вызванные поворотом его головы.
С параллаксом движения связаны явления, наблюдаемые через боковое стекло быстро движущегося автомобиля. Наблюдателю кажется, что объекты, расположенные выше точки фиксации взгляда, движутся в направлении движения автомобиля. Напротив, объекты, расположенные ниже точки фиксации, движутся в противоположном движению автомобиля направлении.
Линейная перспектива — это планомерное уменьшение величины удаленных предметов и расстояний между ними, создающее впечатление глубины при восприятии плоскостных изображений. Типичным примером линейной перспективы является восприятие изображения железнодорожных рельсов или параллельных линий: хотя и те, и другие параллельны, создается впечатление, что в определенной точке (точке схода) они пересекаются. Линейная перспектива широко используется в живописи. В настоящее время общепризнано, что создателем теории линейной перспективы был итальянский скульптор и архитектор XV в. Ф. Брунеллески.
Градиент текстуры — монокулярный признак восприятия глубины, при наличии которого по мере удаления от нас фрагментов текстурированной поверхности образующие ее элементы начинают казаться более мелкими и уплотненными.
В качестве градиента текстуры плоских поверхностей могут выступать постепенные изменения величины, формы или пространственного расположения элементов, образующие паттерн текстуры и создающие впечатление глубины или удаленности объектов. Например, представьте себе уходящий вдаль берег, покрытый галькой: чем дальше галька, тем более плотной она кажется.
Поскольку плотность заполнения берега галькой примерно одинакова, градиент изменения текстуры по мере увеличения расстояния от наблюдателя дает глазу непосредственную информацию о структуре и глубине зрительного пространства. Так, градиент текстуры, спроецированный на сетчатку, передает структуру трехмерного пространства.
Затенение — монокулярный признак глубины, возникающий в результате уменьшения освещенности предметов по мере их удаления от наблюдателя или источника света и чередования света и тени. БэйбиФорум отмечает, что уже к трем годам дети привыкают, что свет падает сверху, и исходя из интенсивности освещенности умеют отличать выпуклости от выгнутостей. Затенение является важным признаком восприятия глубины еще и потому, что, как мы знаем из перцептивного опыта, только трехмерные предметы имеют тень.
В живописи за счет игры света и тени не только достигается эффект глубины, но и создаются изображения форм. Клеффнер и Рамачандран даже полагают, что существуют специальные нейроны, «вычленяющие» из затененности информацию о форме объектов.