Психологические теории цвета
Одной из первых теорий, объясняющих воздействие цвета на человека, является теория доминирующего цвета. Авторы этой теории исходили из предположения о том, что есть цвет, воздействующий на человека более выраженно, чем другие цвета. Впервые эта мысль была сформулирована И. Гёте: он полагал, что зеленый цвет является наиболее благоприятным для человека.
Указания на предпочтение зеленого цвета можно обнаружить также в одной из сказок Г.Х. Андерсена:
Живо! Живо! — закричала утка, и утята заторопились, кое-как выкарабкались и начали озираться кругом, разглядывая зеленые листья лопуха и зеленые дома; мать не мешала им — зеленый цвет полезен для глаз.
С.В. Кравков доказал благотворный характер воздействия зеленого цвета экспериментально. Он усаживал испытуемых перед экраном, который освещал разными цветами, и одновременно использовал «побочные раздражители»: запахи, звуки и легкие удары тока.
Оказалось, что человек, глядя на зеленый экран, становится менее чувствительным к этим раздражителям и к тому же у него понижается давление крови в глазных сосудах: глаз отдыхает, как бы набирается сил. На зеленом фоне мы различаем больше предметов, чем на любом другом.
Эти данные стали учитывать при разработке дизайна помещений. Так, например, на заводе «Оргстанкинпром» цеха решили окрашивать «по-научному». Черный и серый — долой: они поглощают свет, маскируют грязь, нагоняют тоску. Синий, как известно, всё представляет в печальном свете. В результате цех стал выглядеть так: потолок и верхняя часть стен — белые, пол — коричневый (не видно пыли), всё на уровне глаз — зеленое.
В течение полутора-двух лет брака и травм действительно было меньше, повысилась производительность труда и снизилась текучесть кадров. Однако затем всё вернулось к исходному состоянию. Рабочие вынесли следующий приговор эксперименту: «Была скука серая, стала тоска зеленая. Как в больнице».
Психолог А.А. Криулина так прокомментировала случившееся:
Может, ошибка насчет зеленого? Нет. Зеленый действительно полезен, как витамины. Но кто выживет, питаясь одними витаминами?.
Оказалось, что необходимо учитывать не цвета сами по себе, а их взаимодействие.
Теория трехмерного видения, или природосообразного круга, нацелена на то, чтобы доставить человеку эмоциональное удовлетворение. Она учитывает сочетание цветов, а также цвета и фона, максимально приближаясь к естественному природному состоянию: от солнца — к небу, от неба — к земле.
От красного и желтого — к голубому и зеленому, а от них — к темным тонам. Французские психологи полагают, что белый потолок неестествен: он должен быть солнечно-желтым. Несущие конструкции не должны быть белыми: природа не знает белых конструкций, как и зеленых вертикалей. Иными словами, восприятие цвета должно способствовать воссоединению человека с природой, восприятие цвета нельзя рассматривать вне восприятия пространства.