Работа И.В. Гёте «Учение о цвете»
Для понимания собственно психологических теорий цвета представляет интерес работа И.В. Гёте «Учение о цвете» (1810), в которой большое внимание уделено полемике с И. Ньютоном и его физикой цвета.
Все явления, связанные с цветом, И.В. Гёте рассматривал только с позиции воздействия цвета на человека, выделяя два вида таких воздействий: физиологическое (на организм человека) и психологическое (на его духовный мир). Цвет он называл «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции». Согласно Р. Штейнеру, И.В. Гёте первым предложил четкую систему, описывающую воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека.
У Гёте каждый цвет — это сгусток эмоциональной сущности, имеющий свой темперамент и по-разному проявляющийся в столкновении с другими цветами. Эмоциональные реакции на эти взаимоотношения являются эстетической основой цветовой гармонии. Шесть основных цветов образуют два треугольника.
Первая «характерная пара» — желтый и синий — являлась основанием цветового треугольника, на вершине которого И.В. Гёте расположил «царственный» пурпурный цвет. Вторая «характерная пара» — оранжевый и фиолетовый — служила основанием треугольника, вершина которого отводилась «плебейскому» зеленому цвету. Таким построением И.В. Гёте впервые установил иерархию гармонических взаимосвязей в цветовом круге.
По мнению П.В.Яньшина, теория И.В. Гёте в сочетании с современным семантическим направлением в психологии восприятия может стать методологической основой психосемантики цвета, поскольку в ее основе цвет фигурирует не только как объект, но и как средство познания. В новое время этот подход получил продолжение в исследованиях по теории колорита В. Кандинского и в психодиагностике М. Люшера.
По мнению И.В. Гёте, цвет объективен, как и электромагнитные колебания, столь высоко ценимые физиками. Этот подход не отрицает наличия электромагнитного «спектра», регистрируемого физическими методами, как индикатора некоторых цветов.
Взгляды И.В. Гёте позволяют выйти из сферы физики и физиологии в область, непосредственно относящуюся к психологии. Он придает воспринимаемому цвету статус символа, что определяет цвет не как ощущение, а как образ, сложный перцептивный феномен.